Friday, April 07, 2006

Пятница #5 - Про боссов

Продолжение предыдущего поста было переработано и выйдет в виде статьи в "Компьютерре" в ближайшее время (наверное, выйдет). Вместо этого:

Про боссов


Все помнят ту песню Меладзе «Боссы бывают разные» и дальше там неприличные намеки на половую ориентацию руководящего состава, из-за чего песню пришлось переделать про девушек. Но главные слова остались – «Каждому хочется на чем-нибудь заморочиться». Боссы – они такие…

Нет, я ни в коем случае не хочу огульно обвинять руководящих работников в нечеловеческой сущности и антигуманном поведении. Просто все люди разные и все по разному воспринимают власть над другими людьми.

Все, наверное, сталкивались с мелкими чинушами, надувшимися от важности, ради подписи которых приходится стоять очередь и унижаться перед «Их Высоковы@бством». Была б моя воля, немедленно разогнал бы все паспортные столы, в первую очередь, потом бы взялся за бездельников в ЖЭКах, с которых начинается и которыми поддерживается разруха в России… А дальше... эх :-)

Но боссы над программистами – к ним особый подход. Предполагается, что программисты – люди умные, независимые, творческие, к которым особый подход нужен. Даже книжку написали для руководителей – «Как пасти котов». Книжка, конечно, хорошая, и почитать ее нужно, особенно боссам, и особенно раздел про сытную кормежку – программисты, как и коты, очень любят красную рыбу и другие деликатесы. А если в момент тяжелой отладки пакет с вискасом под руку положить, то захрустят ничуть не хуже, чем чипсами.

Чем долго шутки шутить, резанем-ка правду-матку. ИТ-босс может быть хорошим, если обладает 3 главными качествами: уважением, знаниями и смелостью.

Уважение

Уважение поставлено на первое место, так как это действительно очень важно. Босс должен уважать подчиненных, а подчиненные должны уважать босса. Остальные методы не работают. Я знавал одного босса, который наводил просто ужас на подчиненных… Он орал так, что стены тряслись, матерился на подчиненных почем зря, матом крыл женщин-юзеров (и не всегда за дело, надо сказать :) и вообще, прямо скажем, напрашивался на хороший удар по физиономии. Но дело было в голодные 90-е годы, да еще в провинции, а зарплату на том предприятии платили очень высокую, поэтому люди ломали в себе гордость и работали. С начальством же босс был вежлив, как выпускник Оксфорда с английской королевой, и скромен, как мать Тереза с сиротами.

Но когда это псих-босс все же допрыгался, и его, наконец, уволили, ни один человек на предприятии не пожал ему руку, все просто отворачивались. Более того, его все хорошо знали и нигде не брали на работу (обратная сторона провинции), поэтому пришлось ему переехать. Надеюсь, что в такую ситуацию никто из моих читателей никогда не попадет.

Кстати, никаких особых свершений под его руководством не было совершено – так, поддерживали корпоративную систему.

Конечно, это предельный случай, но он хорошо показывает, что давлением и криками ничего не добьешься. Конечно, бить физию такому боссу бесполезно, лучше уволиться и найти другую работу.… Хотя я слышал историю про то, как в одной конторе, которая занималась разработкой и внедрением ERP-системы, один босс своими маркетинговыми шагами довел компанию до разорения… ну и решил все свалить на программистов, дескать, плохую систему сделали. Смысла в этом не было, просто морально обидно. Ребятам было нечего терять, и они начистили ему физиономию (по честному, один на один), от чего получили глубочайшее моральное удовлетворение. Но я, конечно, против насилия :-)

Антиподом псих-боссам являются пан-боссы, то есть панибратством пытающиеся завоевать доверие и любовь программистов. «Ну что, Андрюшенька, сделаешь модульчик для меня, а?», «Мужики, я вам пива принес, давайте еще часик поработайте, а то меня завтра директор взгреет» и другие фразы четко характеризуют пан-босса. Вообще пан-боссу сложно удержаться на своем месте, так как большое начальство очень не любит подобных отношений с подчиненными. Но к сожалении, часто большое начальство посещает только 3 комнаты в компании (в порядке возрастания важности дел) – свой кабинет, комнату для совещаний и туалет; поэтому отношения начальников среднего звена с подчиненными оказываются вне поля их зрения.

В одной конторе был случай, когда программисты полгода не могли большому руководству донести мысль, что новый начальник ИТ-отдела ведет себя странно, и называть выпускников Бауманки «мои дурашки» и приносить малиновые тортики на работу как-то неправильно, а перевязывать ТЗ ленточками вообще глупо, однако директор почему-то злился на жалобщиков и обзывал их шовинистами.

Все прояснилось, когда жена одного из программеров заметила директора в модном салоне красоте с молодым человеком определенно-жеманного вида, то бишь он был из этих самых, ну вы поняли.… и, похоже, думал, что начальник ИТ-отдела тоже из «наших, противных»! Хотя у того была жена и 3 детей (или 4?).

Я уж не знаю, каким образом начальник ИТ-отдела поддерживал в нем эту уверенность (ежедневными отчетами?), но факт налицо… В конце концов программеры нормальной ориентации оттуда уволились, ну, почти все… Ну и коллектив через полгода ротации тоже подобрался соответствующий…. Теперь без розовой ленточки отчеты там не принимают...

В общем, то, что взаимное уважение (ну, до определенных пределов, конечно) необходимо, согласятся все. Уважение может быть разное, конечно – в маленьких коллективах оно может быть наподобие «чувства локтя», когда босс является «играющим тренером» и делит с подчиненными все тяготы и невзгоды полевой жизни, как это говорится в романах. Если же подчиненных достаточно много, и заниматься лично разработкой уже невозможно, то на первый план выходит личная харизма. В принципе, харизма проявляется при первом разговоре с собеседником – если он располагает вас к себе, и вы легко принимаете его лидерство, то это скорее хороший босс… Исключений два – это цыгане-гипнотизеры (это не босс! Не отдавайте им свою зарплату!) и напыщенные ничтожества, у которых харизма настолько раздулась, что для знаний места не осталось.

Знания

Второе ключевое отличие хорошего ИТ-босса от плохого – это его знания. Наличие знаний является необходимым (но недостаточным) условием наличия уважения.

Я помню как один мой босс в самом начале карьеры полчаса мне объяснял, как я должен реализовать группировку по ключевым позициям справочника путем открытия набора данных, прохождения по нему, построения агрегатов в памяти и т.д. и т.п. Выслушав его, я написал запрос SELECT с GROUP BY, который делал тоже самое в 2 строчки… И долго потом объяснял доказывал, что это не грязный хак и что такое SQL. С уважением не заладилось, в общем. :-)

Наличие знаний не означает, что босс должен знать все. Во-первых, это невозможно, во-вторых, не нужно. Босс должен знать 2 вещи – направление движения и ловушки на этом пути. Сигнатуру функции по извлечению информации из реестра он помнить не обязан.

В тоже время «плавать» по конкретному вопросу он тоже не должен. Конечно, довольно сложно определить, понимает ли что босс в изложении трехуровневой архитектуры на базе Web Services, которую вы ему уже третий час излагаете, так как кроме «Угу» и «А это что такое» он ничего не говорит. Однако не стоит забываться и распускать хвост, так как можно получить неожиданно жесткий и точный вопрос, который вы сами то хотели бы забыть как страшный сон, а чтобы его босс спрашивал, да еще без подготовки…

Вообще это искусство – построить разговор с боссом таким образом, чтобы не получить в 2 раза больший объем технического задания.

Мегабосс, босс который все знает, все делает лучше вас, может угнетать. Если вы не настроены «учиться, учиться и еще раз учиться», в вообще думаете, что представляете из себя большого специалиста, который сам кого хочешь поучит; и попали мегабоссу в лапы, то постоянное сидение в луже может изрядно подорвать ваше самомнение.

Я знал неплохого программиста, который не мог смириться с тем, что босс (это был именно играющий тренер) знает и умеет что-то концептуально лучше, да и еще может это объяснить и разложить по полочкам. Шок от необходимости учиться и подтягиваться до уровня команды был так велик, что он быстро уволился…

Не хочется говорить про туп-боссов, которые действительно нихрена не знают в том, чем руководят. Чаще всего такие люди сидят в заорганизованных компаниях, где масса интриг и ИТ-отдел это всего лишь придаток к производству, и главное – это интриги. Туп-боссы очень внимательны к деталям и мелочам. Им приходится служить прослойкой между ничего не понимающими большими начальниками и программистами, которые быстро понимают что за начальник у них появился. Так вот, туп-боссы читают журнал «Эксперт» от корки до корки, побуквенно записывают названия новейших систем, заставляют каждого программиста делать ежедневный отчет не менее чем на 2 страницы, и компонуют из всего этого великолепные произведения в 150-200 страниц, которые отсылают вышестоящему руководству или докладывают на совещаниях. Очевидно, что любой документ более 3 страниц не читается в принципе, поэтому их деятельность сходит им с рук, пока не грянет гром… Например, в ближайшем будущем я жду сообщения о банкротстве одной мясоперерабатывающей компании, где работает один из туп-боссов.

Смелость

К сожалению, далеко не у каждого начальника ИТ-подразделения есть мужество отстаивать свою точку зрения.

Занимаясь автоматизацией бизнес-процессов, ИТ-босс быстро начинает понимать и видеть взаимосвязи в бизнесе глубже и точнее остальных руководителей… На первом этапе сложно бывает вникнуть в личные и родственные связи, но логическое мышление и простая иерархическая структура любого бизнеса приводят к тому, что ИТ-специалист часто разбирается в бизнесе лучше, чем сам «бизнесмен». Это одна из причин, почему я считаю, что в будущем программисты будут править миром.

Но черт с ним с бизнесом – пока в нашей стране умение уходить от налогов будет важнее стратегии компании и ее инновационной деятельности, можно наплевать на упорядочение бизнес-процессов. В конце концов, чем больше бардака мы оставим после себя, тем больше работы будет у последующих поколений программистов.

Но вот какая смелость точно необходима хорошему ИТ-боссу, так это умение защищать своих сотрудников. Часто ИТ-боссом становится не достойный и способный управлять человек, а тот, кто первым пришел, и к которому потом наняли «помощников». Грубо говоря, взяли просто хорошего аккуратного исполнителя и заставили исполнять функции руководителя. А ведь люди не меняются со временем – они лишь развивают или подавляют свои черты….

Если босс съеживается от нахмуренных бровей бухгалтера, то что же ожидать его подчиненным?

Каждый программер в душе босс

Действительно, при условии экспоненциального роста населения (китайцы нам помогут) каждый ныне живущий программист может стать боссом. Так что давайте постараемся наладить отношения с боссами, заложить, так сказать, добрую традицию - с целью воспользоваться ее плодами позже :)



Что дальше. Неделька была трудной, поэтому Пятница#5 вышла не слишком веселой. ну, как говорят зебры, после черной полосы бывает белая... Или хвост :)

В общем, дальше будет веселее, обещаю :)



4 comments:

Daria said...

Не хочется говорить про туп-боссов, которые действительно нихрена не знают в том, чем руководят. Чаще всего такие люди сидят в заорганизованных компаниях, где масса интриг и ИТ-отдел это всего лишь придаток к производству, и главное – это интриги. Туп-боссы очень внимательны к деталям и мелочам. Им приходится служить прослойкой между ничего не понимающими большими начальниками и программистами, которые быстро понимают что за начальник у них появился.
Блииин, как точно в некоторых местах написано, особенно про туп-боссов!
Пост просто супер!
Респект.

Anonymous said...

Кстати, песню поет не Меладзе, а отпетые мошенники. Вы должно быть перепутали ее с "девушками из высшего общества" :)

Anonymous said...

читал и плакал....было бы смешно не будь оно так грустно

Anonymous said...

Занимаясь автоматизацией бизнес-процессов, ИТ-босс быстро начинает понимать и видеть взаимосвязи в бизнесе глубже и точнее остальных руководителей,- нормальный руководитель сначала ставит бизнес-процессы и регулярный менеджмент, а потом его автоматизирует, а не наоборот