Thursday, February 04, 2010

SaaS в России - тяжелые роды, но малыш будет жить (тьфу, тьфу, тьфу!)

Андрей Колесов поднял очень интересную тему о том, что ожидания, возлагаемые на SaaS, не спешат оправдываться:
http://itblogs.ru/blogs/kolesov/archive/2010/02/03/57962.aspx

Это несколько пессимистично прозвучало, хочется внести немного оптимизма в общую картину.
Действительно, проверенные локомотивы Hosted email, collaboration и CRM в российском поле SaaS не показывают такого резвого старта, как на западе.

Но, на мой взгляд, это следствие того, что не удовлетворены другие базовые ИТ-потребности. Какие? Прежде всего - сдача документации в налоговую. Я искренне считаю, что Контурн-Экстерн  - это наш российский Salesforce (а также десяток их последователей, реализующих в разных регионах проекты электронной сдачи документации). Миллион с лишним  пользователей, SaaS-модель, рыночная (для России = низкая) стоимость подписки - это вполне приличный и успешный SaaS, по любым меркам.

Да, пользователи - бухгалтеры, а не sales-менеджеры. Вот распробуют модель потребления и пойдут дальше. Ведь Контурн-Экстерн запустил уже расширенное SaaS-решение, о нем писал мой коллега Петя Диденко  http://www.kip.ru/realtime/2010/01/kontur-launches-saas-accounting-finally.html

Ну а если подумать, откуда взяться грамотным sales-менеджерам, которые должны потреблять SaaS-услуги? Когда бы они успели CRM освоить  -  за годы нефтяного бума, когда всё и так само продавалось, клиенты как грибы после дождя лезли, какой тут Relationship Management - счет выписал и свободен, следующий!

Так что все с SaaS-рынком у нас должно быть хорошо. Пророс не тот росток, на который рассчитывали аналитики (в России это частая история - и ростки не те проклевываются, и аналитики пальцем в небо тыкают), но на локомотив рынка вполне годится.

Преодолеем моральную пропасть и дальше подтянутся hosted email, CRM.

Ну а как в этом облаке накопится достаточно информации, и потребуется ее интегрировать, преобразовывать, отчеты специфические делать - тут и подтянутся ISV, и онлайн-склады и другие сервисы наконец взлетят.

Так что - ребенок хоть и припозднился, месяцев 10. наверное, но жить будет и место в жизни - найдет. Как говорится, 3 Х тьфу и стучу по дереву.

3 comments:

Unknown said...

В целом с вами согласен, но вот про контур экстерн вы погорячились. контур это лишняя прокладка между налогоплательщиком и налоговой. Зачем я должен им платить когда могу сам отправить зашифрованный отчёт по эл. почте в налоговую? Но такой возможности нет, точнее есть, но для того чтобы получить ящик и ЭЦП всё равно надо платить пусть и не контур экстерну...

Alexey Kovyazin said...

Необходимость в решении может быть вызвана естественными причинами, а может и административными препонами :)

Главное, что есть массовое решение, и это решение - технологически является SaaS.

А что касается прокладки - с тем же успехом можно и список клиентов в Excel назвать прокладкой между человеком и записной книжкой его мобильного телефона.

Unknown said...

Дороговато у них услуги...
Цена на них должна быть сопостовима со стоимостью поездки в налоговую. Мне вот к примеру ради одной декларации по упращёнке в год смысла им платить 1.5-2 тысячи нет, дешевле съездить, а хотелось бы делать всё из офиса... во втором десятитилетии 21-ого то века стыдно уже как-то на бумаге возить :)